Логин Зарегистрироваться
Пароль Забыли пароль?

Стартовая страница / Деятельность департамента образования / Мониторинг системы образования

Доклад на августовском совещании педагогических работников А.Л.Петрицкого. Август 2015.

 

Традиционные августовские встречи педагогических работников муниципальных образовательных учреждений  необходимы и значимы.

В течение нескольких дней, накануне учебного года, педагогическим сообществом города коллективно обсуждается накопленный опыт,  проблемы и основные направления развития муниципальной системы образования.

Особое внимание населения к сфере образования понятно: качество предлагаемых услуг, принимаемые административные решения затрагивают интересы большинства жителей города.

Для достижения нового, современного качества образования, роста удовлетворённости населения предлагаемыми услугами недостаточно усилий только департамента образования и подведомственных учреждений. Необходимы активная поддержка и  взаимодействие с различными ведомствами, в том числе с отраслевыми и территориальными органами администрации города Кирова, общественными и государственными организациями, семьей.

Летом 2015 года региональными властями приняты важные решения в сфере управления образованием:

-создано Министерство образования Кировской области; в его состав вошло управление по делам молодежи;

-ликвидировано управление Кировского образовательного округа, создание которого в 2006 году положило начало реформированию структуры управления образованием в городе, должно было привести к четкому разграничению полномочий на региональном и муниципальном уровне и повышению качества образования.

При этом приоритеты деятельности департамента образования администрации города Кирова, ответственного за оптимальное распределение трудовых, материальных и финансовых ресурсов, оставались и остаются неизменными:

-создание организационных условий и содержательных основ для осуществления принципов федеральной, региональной и муниципальной  политики образования;

-сохранение единого образовательного пространства на территории муниципального образования  «Город Киров»;

-сохранение и развитие вариативной сети образовательных учреждений на основе учета демографической ситуации в городе и образовательных потребностей населения;

-создание благоприятных условий для развития способностей детей, формирования здорового образа жизни, активной жизненной позиции;

-организация отдыха и трудовой занятости детей и подростков в каникулярное время;

-обеспечение эффективного управления муниципальными образовательными учреждениями.

Четкое следование выбранному курсу и квалифицированное педагогическое сообщество города стали гарантом стабильной и результативной работы муниципальной системы образования в эти годы.

В своей работе, в первую очередь, мы опираемся на Конституцию Российской Федерации и Закон «Об образовании в Российской Федерации».

Закон определяет стратегию развития отрасли,  содержит требования к результатам, структуре и условиям освоения  образовательных программ.

Последнее (создание условий) и  составляет основу деятельности департамента образования администрации города Кирова.

Проект муниципальной целевой программы  «Развитие образования в муниципальном образовании «Город Киров» до 2020 года» раскрывает приоритеты и основное содержание деятельности.

«Дорожная карта» включает в себя систему мероприятий, нацеленных на повышение качества образования и обеспечение повышения заработной платы педагогическим работникам, а также разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных учреждений в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых организацией муниципальных услуг и эффективностью деятельности руководителя.

Реализуемые департаментом целевые проекты затрагивают интересы большой части жителей города и носят социально значимый характер:

-создаются необходимые условия для  безопасной и качественной организации образовательного процесса;

-выполняются  предписания  надзорных органов;

-учреждения проходят лицензирование;

-муниципальная система образования функционирует.

Статистическая и ведомственная отчётность, управление процессом и ситуационный анализ, результаты тематического и оперативного контроля деятельности подведомственных учреждений, внешняя оценка качества знаний в форме ЕГЭ, мониторинг удовлетворённости населения качеством предоставляемых образовательных услуг позволяют детально проанализировать состояние муниципальной системы образования и принять корректирующие управленческие решения.

*

Бюджет  по отрасли «Образование» на 2015 год составляет 4 млрд. 497 млн. 950 тыс. рублей(2014 год - 4 млрд. 746 млн. 843 тыс. рублей).

Выделенные средства расходуются по следующим основным направлениям:

-заработная плата – 2.820.566  тыс. рублей(2014 год - 3.140.000 тыс. рублей);

-коммунальные расходы – 375.328 тыс. рублей(2014 год - 373.000 тыс. рублей);

-ремонтные работы, благоустройство территории, выполнение предписаний надзорных органов – 35.081 тыс. рублей(2014 год - 257501 тыс. рублей).

За 2 последних года  на финансирование сферы образования было выделено более 9 млрд. 200 млн. рублей. Это значительно больше, чем в предыдущие годы.(В  2004-2008 годах было выделено 8 млрд. рублей, то в 2009-2013 годах – 17 млрд. рублей).

Важно сказать, что ежегодно целевую поддержку образовательным учреждениям оказывают депутаты Кировской городской Думы. За 3 предшествующих года общая сумма выделенных целевых средств составила более 37,5 млн. рублей.

В 2015 году в бюджет по отрасли «Образование» поступило 9,5 млн. рублей на выполнение наказов избирателей.

*

На 01 сентября 2015 года департамент образования организует работу 218   подведомственных учреждений.

-140  муниципальных дошкольных образовательных учреждений,

-55 дневных  общеобразовательных учреждений,

-1  учреждение  вечернего (сменного) образования,

- 2  межшкольных учебных комбината,

- 6 специальных (коррекционных) образовательных учреждений,

-2 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

- 7  учреждений дополнительного образования детей,

- МКОУ ДПО «Центр повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования»;

- МКДОУ «Центр диагностики и консультирования;

-МКУ «Центр ресурсного обеспечения» и «Централизованная бухгалтерия МОУ»;

-МКУ «Комбинат продовольствия и социального питания».

*

На начало 2015-2016 учебного года количество муниципальных дошкольных образовательных учреждений составляет  140.

Ориентиром развития муниципальной системы дошкольного образования является федеральная Программа поэтапной ликвидации очередности в дошкольные учреждения.

Реализация данной программы призвана решить важные для общества задачи:

-достижение к 2016 году 100% обеспеченности дошкольным образованием детей в возрасте от трёх до семи лет;

-обеспечение доступного размера родительской платы и предоставление льгот;

-выравнивание стартовых возможностей детей из разных групп населения для получения дальнейшего образования.

Реализация   федеральной Программы на территории муниципального образования «Город Киров» идет по нескольким направлениям:

-возвращение в систему дошкольного образования ранее перепрофилированных зданий муниципальных дошкольных учреждений;

-открытие дополнительных групп в действующих детских садах;

-строительство новых детских садов.

Системная работа началась ещё в 2009 году.

В периодс 2009 по 2012 годы за счет средств муниципального бюджета было создано  2 795 дополнительных мест. Затраты составили 480 млн. рублей.

В эти годы в систему дошкольного образования города было возвращено 8 ранее перепрофилированных зданий детских садов; проведен капитальный ремонт 2 зданий действующих детских садов; открыто 59 дополнительных групп в действующих детских садах; построено 2 детских сада.

С  2013 года для решения поставленных задач город начал получать и федеральные средства.

В  2013-2014 годах за счет  совокупных средств муниципального, регионального и федерального бюджетов было создано ещё 1680 дополнительных мест. Стоимость составила 646 млн. рублей.

В целом, начиная с 2009 года, в систему дошкольного образования города возвращено 14 ранее перепрофилированных зданий детских садов на  1 630 мест; в действующих детских садах открыто 77  дополнительных групп на 1 655 мест;построено  5 детских садов на 1 140 мест.

В 2015 году активная работа продолжается. Планируется, что в целом за 2015 год будет создано дополнительно 1220 мест.

В микрорайонах новой застройки Урванцево, Ганино, Долгушино появятся 3 новых детских сада. Общее количество мест – 720. На строительство этих объектов выделены средства из федерального бюджета в размере 265,2 млн. рублей и средства из местного бюджета в размере 166 млн. рублей.

Открытие трех новых детских садов состоится в конце декабря.

На  реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации Кировской области, как и другим регионам, выделен федеральный бюджетный кредит, в том числе городу Кирову 97 млн. рублей.

Данные  средства направлены на капитальный ремонт зданий детских садов №№ 35 и 235.

10 августа введен в действие после реконструкции корпус  детского сада № 235 на 100 мест.

Здание детского сада №35 на 200 мест планируется сдать в ноябре 2015 года.

19 августа в микрорайоне Чистые Пруды по адресу:  ул. Мостовицкая, 3а - состоялось открытие детского сада № 24 на 200 мест. На открытии присутствовала первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Владимировна Третьяк.

Позже в рамках областного совещания был представлен отчет города о работе по  увеличению мест и ликвидации очередности в дошкольные учреждения.

По  состоянию на 01 января 2015 года, услугу дошкольного образования в муниципальных детских садах и школах получали 26941 воспитанник. В сравнении с 2014 годом численность воспитанников увеличилась на 1697 человек.

Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до 7 лет составил 98,2%.

На 01 сентября 2015 года путевками обеспечены все дети, родившиеся в январе –августе 2012 года, а также дети,  родившиеся в январе –августе 2013 года, чьи родители (законные представители) обладают внеочередным и первоочередным правом на получение места в детском саду.

Обеспеченность  местами в детских  садах в различных микрорайонах разная.  Наиболее остро проблема стоит в микрорайоне Дружбы. Там родителям предлагались места в детских садах, находящихся в других микрорайонах.

По предварительным данным, на 01.09.2015 не устроенными в детские сады окажутся более 750 детей, родившихся в 4-ом квартале2012 года.

Только при условии выполнения всех запланированных мероприятий эти дети будут обеспечены  местами в детских садах на 01 января 2016 года.

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 в части обеспечения 100% доступности образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет будет выполнен.

Но работа по созданию дополнительных мест не может быть остановлена и после 01 января 2016 года.

Рост  рождаемости и внутренней миграции из районов Кировской области в город Киров ведут к увеличению количества детей, нуждающихся в услуге дошкольного образования.

Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1 до 7 лет увеличился  с 73,5%  до 74,2%.

Большинство  родителей хотели бы устроить ребенка в детский сад до достижения им трехлетнего возраста.

Это желание понятно, оно вызвано непростой экономической ситуацией, требованиями работодателей, не готовых ждать выхода женщин из отпуска по уходу за ребенком  в течение  3 лет, большим количеством молодых семей, оформивших жилищную ипотеку.

Но доля детей в возрасте до 3 лет, устроенных в детские сады, продолжает сокращаться. В 2013 году этот показатель составил 7,8 % от общего количества воспитанников, что в 2 раза меньше, чем в 2009 году. На 01 января 2015 года только 5,06 % детей, посещающих детские сады, были младше 3 лет.

Проблему устройства детей младше трехлетнего возраста отчасти решают негосударственные организации. По имеющимся данным, в городе работают 4  негосударственных дошкольных образовательных организации и 23 частных организации по присмотру и уходу за детьми, открытые индивидуальными предпринимателями. Численность детей, посещающих частные детские сады, составляет725 человек.

Социальную напряженность, связанную с устройством детей дошкольного возраста в детские сады, призваны снять следующие меры:

- создание единой региональной, входящей в федеральную, базы данных о нуждающихся в услуге дошкольного образования.

У родителей появилась возможность получать достоверную и оперативную информацию о движении очереди в детские сады.

У сотрудников департамента образования  появился доступ к информации обо всех детях дошкольного возраста, как ожидающих место в детском саду, так и посещающих детские сады города;

- выплата ежемесячных пособий отдельным категориям родителей (законных представителей), имеющих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные организации города Кирова, реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования.

Выплаты производятся из муниципального бюджета. Получателями в 2015 году являются более 2 800 человек.

Централизованное и коллегиальное распределение направлений в детские сады минимизирует коррупционную составляющую.

В период с сентября по декабрь 2015 года будет организована проверка всех детских садов по вопросам комплектования на 2015-2016 учебный год. Кроме того, будет проверено соблюдение безопасных условий пребывания детей в учреждениях.

Важным для города является развитие инклюзивного дошкольного образования.

В настоящее время в рамках взаимодействия с региональной общественной организацией родителей детей-инвалидов «Дорогою добра» в городе уже открыто три группы инклюзивного образования, которые посещают дети как возрастной  нормы, так и с синдромом Дауна (15 детей).

Создание таких групп положительно влияет на развитие всех сторон личности детей  с ограниченными возможностями здоровья.

Работа  в данном направлении будет продолжаться.

Ввод новых детских садов всё острее обнаруживает проблему износа основных средств действующих детских садов.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» внёс серьёзные изменения в систему дошкольного образования:

- дошкольное образование - этосамостоятельный уровень общего образования;

-введениефедеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

-разделение ответственности:

муниципальный уровень –организация  присмотра и ухода за детьми;

региональный уровень - реализация основной образовательной программы.

Существенно изменились требования к условиям реализации основной дошкольной образовательной программы.

Требуется  создание совокупности условий:

психолого-педагогические

кадровые

материально-технические

финансовые

насыщенная развивающая предметно - пространственная среда.

А это значит, что перед муниципалитетом стоит задача более сложная, чем только создание дополнительных мест.

Проблема обеспеченности дошкольного учреждения игровым и учебным оборудованием, зонирования пространства больше не может решаться по остаточному принципу.

Созданные места должны обеспечить каждому дошкольнику адекватное возрасту и индивидуальным особенностям развитие, возможность выбора деятельности.

*

Департамент  образования отвечает за организацию предоставления общедоступного бесплатного общего образования на территории МО «Город Киров», организует и контролирует работу  школ, лицеев, гимназий, межшкольных учебных комбинатов.

С большим удовлетворением можно отметить, что за последние годы кировские школы преобразились:

-благоустраиваются школьные дворы;

-восстановлено ограждение территории;

-ремонтируются спортивные залы и туалетные комнаты;

-проведена замена оконных блоков;

-школьная среда стала безопасной.

В городе продолжается системная работа по ремонту пищеблоков и обеденных залов муниципальных общеобразовательных учреждений.

На эти цели бюджетом города выделено в 2015 году 31,8 млн. рублей. Работы  проводились в 6 учреждениях: Лингвистической гимназии, школах №№ 14, 18, 30, 54, 58.

Напомню, что работа по ремонту и переоборудованию пищеблоков и обеденных залов муниципальных общеобразовательных учреждений проводится в нашем городе с 2010 года.

Тогда в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» Кировская область была включена в перечень субъектов – победителей конкурсного отбора регионов, которым оказывалась поддержка в реализации проектов по совершенствованию организации питания обучающихся. На эти цели нам были выделены значительные средства в размере 77,5 млн. рублей из бюджетов всех уровней.

За 2010-2014 годы проведен ремонт и переоборудование пищеблоков и столовых на 38 объектах.Новое  современное оборудование появилось практически в каждом учреждении.

Оправдали себя универсальные электронные карты. Они обеспечили проходную систему, СМС - информирование детей и их родителей, а также безналичное обслуживание в школьных столовых.

На 25 августа 2015 года все предъявленные межведомственной комиссии муниципальные общеобразовательные учреждения приняты к новому учебному году.

Образование должно быть доступным.

Для  создания безбарьерной среды необходимые средства были выделены в 2013-2014 учебном году школам №№ 18 и 60, в 2014-2015 учебном году школам №№ 61 и 74.

Реализуется программа «Школьный автобус».

 

*

Материалы статистического сборника позволяют сделать выводы о качестве общего образования и результатах работы отдельных учреждений за 2014-2015 учебный год.

Остановлюсь только на некоторых базовых показателях.

На 01 июля 2015 года общее количество обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях составило  43702 человека.

01.07.2013 - 40 937 человек

01.07.2014 – 42196 человек

01.07.2015 – 43702 человека.

Увеличилось количество первоклассников.

2012-2013  учебный год –4777 человек

2013-2014  учебный год -4990 человек.

2014-2015 учебный год-5258 человек.

Впервые увеличилось количество учеников 10-ых классов

2012-2013  учебный год –2129 человек

2013-2014  учебный год -1949 человек

2014-2015 учебный год-2095 человек

По итогам года были аттестованы 99,9% подлежащих аттестации.

2014-2015 учебный год -99,9%

2013-2014  учебный год -99,9%

2012-2013  учебный год –99,9%

В целом по городу не аттестованы   по неуважительной причине 52 ученика.

По итогам 2014-2015  учебного года успевают 99,5 % аттестованных.

2014-2015 учебный год - 99,5 %

2013-2014  учебный год –99,6%

2012-2013  учебный год –99,5%

 

Доля учащихся, успевающих на «4» и «5», по итогам 2014-2015 учебного года составляет 51,8 %.

2014-2015 учебный год – 51,8 %.

2013-2014  учебный год –51,5 %

2012-2013  учебный год –50,4 %

2011-2012 учебный год – 50,1 %

2010-2011 учебный год – 48,1 %.

По данным образовательных учреждений на 01.07.2015 года, на повторное обучение оставлено 94  ученика(в 2014 году - 74),  130 переведено условно(в 2014 году -102), 27  человек получили справку установленного образца(в 2014 году -  26 ученика).

127 выпускников муниципальных образовательных организаций награждены федеральной медалью «За особые успехи в учении»,  37 выпускников -  региональной медалью «За особые успехи в учении».

2014-2015 учебный год –164

2013-2014  учебный год –211

2012-2013  учебный год –160

17 выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений  получили за выпускной экзамен 100 баллов. Из них по русскому языку – 12 и 5 – за ЕГЭ по химии. Это выпускники школ №№8, 9, №28, №31, №37, №45, Лицея №21, Лингвистической гимназии, Гимназии №46.

Система государственной (итоговой) аттестации продолжает совершенствоваться.

Приняты  дополнительные меры по противодействию коррупции и созданию безопасных условий во время проведения ЕГЭ.

Выпускники 2015 года в рамках государственной (итоговой) аттестации писали сочинение.

В 2014-2015 учебном году пятерка лучших результатов по городу выглядит так:

-ЕГЭ по математике – Лицей №21, Лингвистическая гимназия, Гимназия имени Александра Грина, Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №10;

-ЕГЭ по русскому языку – Лицей №21, Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского, средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов №№ 62, 28, Лингвистическая гимназия.

К сожалению, есть и отрицательный результат. 21 выпускник средней школы не справился с ЕГЭ по математике, а результаты ЕГЭ по ряду предметов оказались ниже среднеобластных показателей.

Только треть муниципальных учреждений имеют средний результат ЕГЭ по русскому языку и по математике выше среднеобластного.

Одним  из основных показателей работы муниципальной системы общего образования является результативность участия кировских учащихся во Всероссийской олимпиаде школьников.

В 2014-2015 учебном году 18 учеников муниципальных общеобразовательных учреждений города Кирова были допущены до участия в заключительном этапе, из них 3 стали победителями и 8призерами.

Достойную конкуренцию государственным учреждениям не первый год составляют учащиеся Лицея № 21, Вятской православной гимназии, средних общеобразовательных школ №№18, 27, 37.

Бронзовым  победителем международной олимпиады по биологии, которая проходила в Дании, стала Анастасия Дубровская, выпускница школы № 37.

*

Приведённые результаты, как положительные, так и отрицательные, свидетельствуют:

-существующая в городе система общего образования создаёт хорошие условия для мотивированных и успевающих школьников;

-система  не учитывает в полной мере, что  в школах обучаются дети с разным уровнем мотивации, темпами освоения нового материала, интеллектуальными способностями;

- в рамках существующей сети нам так и не удалось решить задачу индивидуализации образовательного процесса, реального выбора школьниками образовательных услуг;

-всё очевидней разрыв между новыми требованиями к условиям организации образовательного процесса и существующей материальной базой;

-наличие в городе двух управляющих институтов: департамента образования и окружного управления – привело к утрате действенного контроля и единых требований.

В течение последних 10 лет муниципальная система общего образования была существенно реформирована.

Основной  причиной структурных изменений явилось сокращение  контингента обучающихся.

Численность учащихся за период с 1996 года (наибольший показатель) сократилась к 2007 году (наименьший показатель) на 28359 человек и составила 58,4 % от базы сравнения (1996 год).

Оптимизация имеющихся ресурсов проводилась в нескольких направлениях:

-изменение статуса средних общеобразовательных школ №№ 1, 7, 19, 24, 33, 39, 64, 68, 69 путём перевода в основные общеобразовательные школы;

-изменение статуса средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов № 32 путём перевода в среднюю общеобразовательную школу № 32;

-изменение статуса средних общеобразовательных школ №№ 10, 51 путём перевода в средние общеобразовательные школы с углублённым изучением отдельных предметов;

-изменение статуса средних общеобразовательных школ с углублённым изучением отдельных предметов №№ 3, 21, 46  путём создания на их базе Гимназии имени Александра  Грина, Гимназии № 46  и лицея № 21;

-функционирование двух  образовательных учреждений в одном здании через передачу в оперативное управление необходимых площадей: Вятская православная гимназия и средняя общеобразовательная школа №22; специальная (коррекционная) школа № 67 и средняя общеобразовательная школа № 61;

-создание модели «средняя общеобразовательная школа с филиалами в сельской местности» на базе средней общеобразовательной школы № 34 и основной общеобразовательной школы № 64;

-реорганизация (ликвидация) МОУ средних общеобразовательных школ №№ 6,  12, 15, 17, 23, 41, 49, 63, основной общеобразовательной школы № 11, начальных общеобразовательных школ №№ 25, 26, 38, специальной (коррекционной) школы № 72, Центров образования №№1 и 3, ВСШ №2, МУК №№ 1, 2, 5.

В 2010 году решением Кировской городской Думы состоялась передача в ведение департамента образования Кировской области 5 муниципальных общеобразовательных учреждений:

-Кировский экономико-правовой лицей;

-Кировский физико-математический лицей;

-Лицей естественных наук;

-Вятская гуманитарная гимназия;

-Вятский технический лицей.

Ситуация изменилась. В настоящее время вгороде есть острая потребность  в строительстве новых школьных зданий и создании дополнительных ученических мест.

Эта необходимость вызвана рядом причин.

1.Последовательное увеличение численности обучающихся. Количество школьников увеличивается с 2008 года. По предварительным данным, к 2020 году контингент увеличится на 13,5 тыс. человек, составит более 63 тысяч, достигнет уровня 1999 года.

2. Обязательное требование к получению  среднего (полного) общего образования и последовательное увеличение численности обучающихся в классах старшей ступени (10-11 классы).

3.Численность обучающихся во вторую смену уже к 2017 году возрастет на 10 тыс. человек и составит 23,5 тысячи учеников (более 40 %).

К сведению, во вторую смену в 2008-2009 учебном году обучались 9080 школьников, что составляло 22,4% всех учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений.

4. Переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты и введение 5 часов внеурочной деятельности на каждый класс, что в определенной мере увеличивает нагрузку на учебные кабинеты.

Так, в 2014-2015 учебном году по новым стандартам обучались ученики 1-4 классов (20966 человек) и 5-ые классы государственных учреждений – 338 учеников, т.е. 850 классов. Для организации внеурочной деятельности в данных классах было выделено 4250 часов.

При осуществлении данной работы на базе школ потребовалось бы дополнительно 85 кабинетов.

Организация  внеурочной деятельности в настоящее время идет с привлечением учреждений дополнительного образования детей и культуры, однако ресурс данных учреждений ограничен, не покрывает потребности и не в полной мере соответствует требованиям к качеству.

К 2020 году по новым Федеральным государственным образовательным стандартам будут обучаться школьники первой и второй ступени (1-9-ые классы). По прогнозу, более 52 тыс. человек. Дополнительно потребуется 208 кабинетов при их занятости в две смены.

5.Значителен  износ  основных фондов учреждений.  15  из 63 муниципальных общеобразовательных учреждений осуществляют деятельность в зданиях, построенных до 1960 года.Только 4учреждения размещаются в зданиях, построенных в последние 25 лет.

6.В городе идет активное строительство жилья.  В микрорайонах новой застройки существует необходимость строительства объектов социального назначения, в том числе школ.

Анализтекущей потребности введения новых мест в общеобразовательных организациях с учетом прогноза демографической ситуации, загруженности школ и фактического состояния зданий проведен во всех субъектах Российской Федерации.

Исследование показало, что в настоящий момент инфраструктура части школ не соответствует новым требованиям: некоторые здания находятся в аварийном состоянии, требуют капитального ремонта, не имеют всех видов благоустройства. Также сохраняются здания школ, спроектированные и построенные в середине прошлого века и даже существенно раньше, которые не отвечают требованиям качества школьных инфраструктур.

Согласно  демографическим прогнозам в перспективе до 2025 года численность обучающихся общеобразовательных организаций возрастет в целом по стране на 3,5 миллионов человек.

На основании полученных данных Министерством образования и науки разработан проект федеральной программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях» на 2015-2025 годы.

В  рамках действующих программ запланировано введение 812 тыс. дополнительных мест за счет строительства новых школ и пристроев к зданиям, проведения капитального ремонта, эффективного использования имеющихся помещений.

В дальнейшем предполагается также использовать и другие формы: возврат в систему общего образования зданий, использованных не по назначению, приобретение, аренда зданий и помещений, использование помещений образовательных организаций разных типов, включая образовательные организации высшего образования и оказание поддержки развитию негосударственного сектора общего образования.

В федеральной программе заложены необходимые меры по созданию новых мест за счет строительства 14 234 новых школ. 

Это позволит к 2018 году ликвидировать 3-ю смену по всей России, к 2021 году – перевести начальную школу (1-4 классы) и старшую (10-11 классы) на обучение в одну смену, а к 2025 году – перевести 100% обучающихся из зданий школ с износом более 50% в новые школы и обеспечить обучение в одну смену всех школьников.

Программа поддержана всеми субъектами Российской Федерации и в настоящее время проходит процедуру согласования.

В городе создана межведомственная рабочая группа по разработке концепции развития инфраструктуры муниципальных образовательных организаций.

Администрацией города Кирова подготовлены предложения по строительству новых школ.Первоочередное строительство намечено вмикрорайонах Зиновы, Урванцево, Долгушино.

Ориентировочная стоимость строительства общеобразовательной школы на 1000 мест с бассейном и помещениями физкультурно-оздоровительного назначения в текущих ценах составляет 505 млн. рублей.

Требуют  капитального ремонта здания Лингвистической гимназии и школ №№32 и 45. Ориентировочные затраты на проведение капитального ремонта данных зданий составят ориентировочно 300 млн. рублей.

Летом 2015 года принят ряд важных решений с целью решения имеющих место проблем, улучшения  условий для организации общедоступного качественного общего образования.

Принято  решение о поэтапном переводе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22» в здание по адресу: ул. Горбуновой, 13.

В 2015-2016 учебном году в здании по адресу: ул. Московская, 35 будут обучаться 1-4 классы МБОУ СОШ № 22 города Кирова; в здании по адресу: ул. Горбуновой, 13 – 5-11 классы.

Данное решение позволяет:

-сохранить МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22» в прежнем статусе;

-сохранить педагогический и ученический коллектив;

-улучшить условия обучения для учеников школы №22;

-организовать образовательный процесс в одну смену;

-снять социальную напряженность, вызванную тем, что в одном здании размещаются 2 учреждения.

В дальнейшем планируется:

-закрепление за МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22» части микрорайона средних общеобразовательных школ №№ 10, 14, 37 и решение проблемы перекомплекта данных школ; в настоящий момент контингент данных школ быстро увеличивается;

-закрепление  за МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22» части микрорайона средней общеобразовательной школы № 48 и обеспечение пешеходной доступности всем детям; в настоящее время часть школьников, проживающих в данном микрорайоне, вынуждена добираться до школы общественным транспортом;

- закрепление  за МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22» микрорайона многоэтажной застройки «Алые паруса».

Данная мера даёт дополнительные возможности учреждению, но предъявляет новые требования к педагогическому коллективу.

Принято  решение об организации учебного процесса МОАУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 28 имени Октябрьской революции» в одном здании по адресу: ул. Ленина, 52.

Образовательный  процесс в учреждении будет организован в две смены строго в соответствии с требованиями СанПиН.

Преимущества данного варианта:

-минимальные затраты муниципального бюджета для решения имеющихся проблем;

-более эффективное использование занимаемых учреждением площадей;

-снятие социальной напряжённости у педагогов школы №28, вызванное необходимостью работать на два здания и низкой, в сравнении с другими муниципальными образовательными учреждениями, зарплатой. Средства, расходуемые на обслуживание здания и организацию работы столовой по ул. Горбуновой, 13, могут быть направлены на стимулирование труда педагогов и развитие образовательного процесса;

-снятие социальной напряжённости у части родителей, а также в директорском корпусе.

С 01 сентября 2015 года школа №28 будет работать в новом статусе «Лицея информационных технологий».

Данное решение – отклик властей на многочисленные просьбы коллектива и родителей, а также показатель того, как можно в непростых и постоянно меняющихся  условиях сохранить и развить то лучшее, что было заложено школой №28 ещё в 90-е годы.

Принято  решение об организации учебного процесса МБОУ «Основная МБОУ «Основная общеобразовательная школа    № 24» в двух зданиях:

Первая ступень - 1-4 классы – в здании по адресу: ул.Мопра, 19а.

Вторая ступень – 5-9 классы - в здании по адресу: ул. Горбуновой, 13.

Преимущества данного варианта:

-минимальные затраты муниципального бюджета для решения имеющейся проблемы: образовательный процесс для учеников школы № 24 будет организован с учётом требований к безопасности;

-сохранение МБОУ «Основная общеобразовательная школа    № 24» в прежнем статусе;

-сохранение педагогического и ученического коллектива, снятие социальной напряжённости;

-улучшение условий обучения для учеников МБОУ «Основная общеобразовательная школа    № 24», т.к. учебно-материальная база данного учреждения развита слабо.

Данное решение временное. Рассматриваются варианты выделения школе №24 дополнительных площадей.

Принято решение о ликвидации учреждения  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом для детей школьного возраста». Высвобожденные помещения будут переданы школе №39 и будут использоваться для организации предоставления общего образования в микрорайоне новой застройки «Чистые пруды».

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления образования  детям с ограниченными возможностями здоровья  в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, и социальное обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья  относится к компетенции органов государственной власти субъектов РФ.

Принято решение  о переводе с 01.01.2016 муниципальных специальных (коррекционных) образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья в собственность Кировской области и о переподчинении следующих учреждений:

-специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернатVII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  № 1;

-специальные (коррекционные) общеобразовательные школыVIII вида №№ 13, 44, 50, 67;

-специальная (коррекционная) начальная школа – детский садIV вида  №5 «Хрусталик».

В городе есть намерение оставить здание  школы-интерната № 3 в муниципальной собственности.

В 2014-2015 учебном году в данном учреждении обучались и проживали 158 воспитанников, из них только 4 ребенка из города Кирова.

В микрорайоне, где расположена школа-интернат №3, идет интенсивное строительство. Здание интерната № 3 необходимо городу Кирову для открытия в нем общеобразовательной  школы.

*

Дополнительное образование детей является неотъемлемым элементом системы образования.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» поставлена задача по увеличению к 2020 году до 75% доли детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам.

В Послании Президента России Федеральному Собранию 04 декабря 2014 года особо отмечается недопустимость свертывания системы организаций дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности.

С учетом прогноза, к 2020 году бесплатную  услугу дополнительного образования должны будут не менее 55 тысяч кировских детей и подростков.

Важную нишу в муниципальной системе образования занимают учреждения дополнительного образования детей.

В прошедшем учебном году проведен ряд мероприятий по оптимизации сети дополнительного образования:

-реорганизация Нововятской станции туристов путем присоединения к Центру детского и юношеского творчества «Радуга»;

-реорганизация Центра детско-юношеского туризма и экскурсий путём присоединения к Центру гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания;

-переподчинение секций картингистов и объединения автотрассовых моделистов Станции юных техников;

-выделение хоровых коллективов школы № 60 в структурное подразделение Детско-юношеского центра Октябрьского района.

Эти решения носили взвевешенный характер и были направлены на более эффективное использование имеющихся финансовых и кадровых ресурсов, организацию работы на качественно ином уровне.

Учреждениями дополнительного образования детей делается очень много, но может и должно быть сделано гораздо больше.

Требования новых федеральных государственных образовательных стандартов, получение школьниками навыков практической деятельности,  организация внеучебной занятости детей невозможны без сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования.

Учреждениям общего образования часто не под силу создать достойные условия для внеучебной деятельности:

-соответствие 5 направлениям развития личности младшего школьника;

-наличие выбора для учащихся

- разноуровневость внеурочной деятельности

-наличие разновозрастных групп

-оснащенность внеурочной деятельности

-использование специальных педагогических технологий.

В учреждениях дополнительного образования есть положительный опыт, его надо активней предлагать, конкурировать не только между собой, но по-хорошему конкурировать со школами.

В то же время в учреждениях дополнительного образования детей все ещё много тех, кто работает по старинке, из года в год предлагая один и тот же набор мероприятий.

Меняется время, меняются дети – необходимы новые формы работы, креативные идеи, гибкие предложения, оперативный отклик на запросы детей и их родителей.

Мы надеемся, что новое руководство Центра развития творчества детей и юношества «Лабиринт» (так теперь называется Центр детско-юношеского творчества с углубленным изучением прикладной экономики) сможет придать работе учреждения новый импульс.

Как оказалось это под силу администрации Детско-юношеского центра гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Каждое общегородское мероприятие, организованное Центром, проводится на достойном уровне, вызывает высокий социальный резонанс. Центр объединил усилия представителей различных ведомств, общественных организаций, людей, неравнодушных к проблемам детства, города, страны.

Продуктивный опыт Дома детского творчества «Вдохновение» будет представлен сегодня.

Стабильная работаЦентра детского и  юношеского творчества «Радуга»,  Детско – юношеского центра Октябрьского района, Центра развития творчества детей и юношества города Кирова также приносит свои результаты.

Новые требования к организации дополнительного образования требуют серьезного укрепления учебно-материальной базы учреждений.

*

По-прежнему   одна из самых острых в отрасли проблем кадровая проблема.

Показательны следующие цифры.

В 2014-2015 учебном году на одного учителя приходилось 18,2 ученика, в том числе в городских школах – 18,7, в сельских школах – 11,6. В сравнении, в 2009 году данные показатели были соответственно 15,2 и 8,4. А в 2007 году – 12 и 4.

Одним из приоритетных направлений решения данной проблемы являются мероприятия по повышению заработной платы педагогических работников.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в муниципальном образовании «Город Киров» было запланировано:

- доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;

- доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе.

В 2012 и 2013 году муниципальное образование  «Город Киров» выполнило все взятые на себя обязательства по повышению заработной платы педагогическим работникам.

В 2014 году заработная плата педагогических работников МКДОУ должна была быть доведена до уровня не менее 19 875 рублей ,    в МОУ ДОД - не менее  17683 рублей, в муниципальных общеобразовательных учреждениях – не менее 22 776 рублей.

Индексация заработной платы педагогических работников муниципальных учреждений в 2014 году осуществлена в следующем порядке:

- в муниципальных общеобразовательных учреждениях на 5,4 % с 01.01.2014;

- в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей на 7,6 % с 01.01.2014;

- в муниципальных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – на 13,1 % с  01.01.2014.

Средства, предусмотренные в бюджете на увеличение фондов оплаты труда работников подведомственных учреждений, направлены на увеличение размеров окладов, ставок заработной платы работников учреждений.

По итогам 2014 года заработная плата педагогических работников в учреждениях общего образования составила 22 964 рубля (113,9% к уровню 2013 года), в учреждениях дошкольного образования 19 968 рублей (110,6% к уровню 2013 года), в учреждениях дополнительного образования 18 290 рублей (118,5% к уровню 2013 года).

Таким образом, по итогам 2014 года все целевые показатели по заработной плате педагогических работников, предусмотренные соглашением, выполнены.

В 2015 году индексация заработной платы проведена с 01.01.2015 педагогическим работникам общеобразовательных учреждений и учреждений дошкольного образования на 5,5%, младшим воспитателям и помощникам воспитателей дошкольных образовательных учреждений - на 5%.

В непростых условиях 2015 финансового года нельзя допустить снижения заработной платы педагогов.

Департаментом образования проводится плановая работа по привлечению молодых специалистов в образовательные учреждения города Кирова.

В целях материальной поддержки молодых специалистов - работников муниципальных образовательных учреждений, закрепления их в отрасли «Образование» ежегодно (с 2008 года)  осуществляются единовременные выплаты молодым специалистам.

В 2014 году заключен договор с Кировским педагогическим колледжем о целевом наборе на специальности «Учитель начальных классов», «Воспитатель детского сада».  Проведен целевой набор на педагогические специальности в ВятГГУ.

С целью поддержки творчески работающих педагогов, представления и популяризации педагогического и управленческого опыта, активизации педагогического сообщества города департаментом образования и Центром повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования организуются и проводятся форумы, конференции, творческие мастерские, фестивали и конкурсы.

Эти мероприятия стали настоящей кузницей управленческих кадров.

На сегодня среди директоров и заместителей директоров школ и заведующих детскими садами – победители и призеры городских и областных конкурсов профессионального мастерства.

Информация об основных направлениях работы с кадрами будет дана в выступлении Светланы Юрьевны Котряховой.

Вопросы безопасности, профилактики противоправных действий, соблюдения и защиты прав несовершеннолетних будут подняты в сообщениях наших гостей.

В течение последней недели августа на совещаниях, которые пройдут в ЦПКРО, на педагогических советах в учреждениях будут определены приоритеты учебной и воспитательной  работы на 2015-2016 учебный год.

Первое сентября станет праздником не только для детей и педагогов, но и для всей страны.

Традиционно в учреждениях пройдут уроки Знаний и уроки Мира.

В 2015 году, готовясь к этим урокам, вы, конечно,  перечитаете книги нашего земляка Альберта Лиханова. Его юбилей город отметит 16-17 сентября.

*

Уважаемые коллеги!

Серьезные задачи, поставленные государством и обществом, способны решать только высококвалифицированные специалисты и неравнодушные люди.

Вас отличает любовь к детям, искренняя заинтересованность в благополучии каждого ученика и воспитанника, сопереживание его проблемам, повышенное чувство ответственности, верность лучшим традициям российской педагогики.

С каждым новым годом вы всё увереннее чувствуете себя в решении хозяйственных и правовых вопросов.

В январе 2016 года исполнится 20 лет, как в администрации города был создан отраслевой орган – управление, а с 2013 года - департамент образования.

Совместными усилиями нам удалось сохранить главное – единое образовательное пространство города и устойчивое функционирование системы образования.

Успехов вам  и новых сил в будущем учебном году.